Киберпанк-аниме – антидот информационной культуре?

Lustra
Евгений (Азгирь) Бодак
Опубликовано Ноябрь 22, 2016, 3:25 пп
FavoriteLoadingДобавить в избранное 41 сек

Киберпанк-аниме – антидот информационной культуре?

Автор не великий знаток аниме. Тем не менее, он поколение Y, постепенно синтезирующийся с поколением Z.

И далее прозвучит настолько же субъективно, насколько понимается, но… Мне становится не по себе от того, насколько весомый и отрезвляющий реальность продукт упускают люди, говорящие «аниме не смотрю». Но аниме – это не только те самые аудио-визуальные продукты, целиком состоящие из маленьких девочек, озабоченных мальчиков и неказистых существ с набором звуков тяжелобольного. Эстетика конца 80-х и начало 90-х теперь не считается?

У людей-не-знавших-японский-киберпанк-прошлого-века и прочих хейтеров научной фантастики никогда не было ностальгии по уже отрефлексированному будущему, никогда по их венам не бежали крохотные биты удовольствия от цветовой гаммы неоновых рек, не захватывало дух от несущихся ввысь небоскрёбов с людьми и людям подобными. Материнская плата этих людей не плавилась от космических перегрузок, созданных здесь, на земле, не выдерживая зарождающиеся в машине человеческие чувства. Эти люди допускают только бездушное будущее, не зная, что их переписки в социальной сети через несколько десятков лет будет цитировать на электронном суде электронный прокурор. И будет обижен, его культура презиралась с самого начала…

Если рассматривать человека как мыслящее существо, способное нести ответственность за принятые решения, тогда дети не являются людьми.

«Призрак в доспехах» (1995, 2004)…
Когда-то для представления публикации в Карловом университете о перспективах образования автор штудировал «Манифест киборгов» Донны Харауэй, ведь та появляется в аниме «Призрак в доспехах: Ненависть». Я подверг сравнительно неглубокому анализу её работу и вычленил компоненты, соответствующие уже сложившимся тенденциям в Европе, а также тенденциям других странах с высоким уровнем обратной связи, внедрения современных концептов на базе общественного договора и т.д. Таким образом, выяснилось следующее: даже такой романтизированный футуристичный труд про киберфеминизм, как «Манифест киборгов», можно применять для укрепления европейского смелого демократического вектора с его балансом терпимости и свободы личности.
В аниме же Харауэй задаётся риторическими вопросами о человеческом желании создавать себе подобных, проводит параллель рождения и воспитания человеческих детей с созданием робота, иллюстрируя привычную нам игру в Бога*.

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Призрак в доспехах

Кадр из фильма Призрак в доспехах

Если человечество ненавидит меня, зачем же оно меня создало?

Также прекрасной иллюстрацией возможностей человеческого тела и разума в вопросе помещения личности в машину (по сути же, аллегория воспитания себя согласно маркерам «полноценного человека») стало аниме «Армитаж» (Armitage III, 1997, 2002). В каноничный для 90-х образ девушки впечатана целая палитра личностных качеств, которые влияют не только на её окружение, но и на мир, насквозь изрешечённый коррупцией. Величественная архитектура, возведённые в абсолют рыночные отношения скрывают за собой отпечаток гниения и внутренней дезориентации жителей будущего. Никаких спойлеров. Только самостоятельные суждение.
Эротизм – неотъемлемая составляющая качественной продукции научной фантастики конца прошлого столетия. Он предаёт слегка закрученной идее доступную для некоего большинства форму, а также демонстрирует талант художника видеть не только условности, на каких построено большинство мультипликационных форм, но и реалистическую красоту нашего тела.

Город. Его создали люди. Ева. Её создали люди. Что такое человек? Его создал Бог. Люди были созданы людьми. У меня есть жизнь и душа. Сосуд души. Контактная капсула.

Про «Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) и вовсе не стоит упоминать, если когда-то в жизни не было вопроса: «Откуда мы здесь и куда все уйдём в конце?» Без экзистенциализма, похоже, не обойтись, ведь без вопросов бытования человечества указанное аниме подходит под описания продукции, как в первом абзаце данного текста.
Землю атакуют существа, сконструированные некой силой как узконаправленное оружие против коллективного, но и парадоксально раздробленного в такой ситуации человечества. На протяжении просмотра мозг кушает мысль о том, что человечество серьёзно устало. В воздухе словно бы висит немой укор наскоро реализуемых попыток удержаться на плаву цивилизационному тупику. Похоже на современность, не правда ли? А год выхода первой серии «Евангелиона» – 1995.
Выход из ситуации материализуется сам собой, и там не без сюрреалистичных сюрпризов.

«Евангелион» (Neon Genesis Evangelion) Neon Genesis Evangelion

Будущее – это не прямая линия. Мы можем выбрать любой путь. Главное понять, что будущее мы устраиваем сами.

«Акира» (Akira, 1988) – сперва манга, потом аниме – обладает нетипичной рисовкой для стереотипных обожателей глаз на пол-лица. При этом цепляет детальность проработки окружения, и если не даёт глазам гиперрельность, то точно дополнительную.
Ряд деталей ускользает после первого просмотра из-за частой перемены места в сюжете. Словно бы зрителю предлагают длиннющий трейлер к чему-то ещё пока планирующему выход на широкое обозрение. В этих деталях зашифрованы намёки о возможностях развития человеческого существа, проглядываются линии жизни современности с проекцией таковых в не столь далёком будущем.
«Акира» показывает всю полноту картинки явно перенаселённого города с лёгким оттенком тех годов, когда анимацию выпускали в свет. Проявляется в персонажах, до боли знакомом стиле одежды и т.д.

Акира

Кадр из фильма Акира

Акира

Кадр из фильма Акира

Сейчас культовых творческих проектов по типу вышеприведённых в изобилии на просторах интернета. Когда-то бравшееся из проката видеокассет теперь в большинстве своём покоится на сетевой пустыне, в которой есть и всё, и в которой же одновременно ничего физически не существует.

*** *** ***

Аниме в стиле «киберпанк» и в целом научная фантастика помогает человеческим научным интересам. Просмотр сериалов про милиционеров, овчарок и уголовников в стиле «гоп-стоп» развивает, по всей видимости, пресловутую духовность.
В общем, не стоит недооценивать информационный продукт развитых стран. Продолжая играть во «взрослого» и «духовного» иной раз можно оказаться прикреплённым к нижним звеньям пищевой цепи.

* – Слово «Бог» написано с большой буквы, т.к. употреблено в значении «Создатель». В случае политеистического (а не монотеистического, соответственно) «бога», можно было бы написать слово с маленькой буквы. Не подумайте, автор не какой-нибудь воцерковленный христианин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

5
Евгений (Азгирь) Бодак
Окончил БрГУ имени А.С. Пушкина, специальность "Журналистика. Печатные СМИ". Как и все нормальные люди, занимается всем и ничем одновременно. Любит фотографию, архитектуру и тексты разной степени полезности.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ

Хочу быть лобстером

2 комментария к записи: Киберпанк-аниме – антидот информационной культуре?

  1. Антон Кадлубович

    Антон Кадлубович

    Ноябрь 22, 2016

    «Акира» — шедевр!!!

    Ответить
    • Ноябрь 22, 2016

      Да, в целом вся подборка сильная, можно смело дать топ киберпанка. Как раз недавно пересматривал Ghost in the shell 1985.
      Человеческое тело и разум состоят из бесчисленных составляющих, именно поэтому я являюсь уникальным индивидуумом с неповторимой личностью: есть лицо и голос, по которым меня можно отличить от других, но мои мысли и память уникальны только для меня самой, так же как и чувство собственного предназначения, и это лишь малая часть информации, которую я собираю и использую по своему. Именно из совокупности всех мыслей возникает чувство собственного Я. И я знаю, что границы этого Я можно расширить.
      Матоко Кусанаги.

      Ответить

Оставить комментарий

Войти с помощью: