Дневник «Листопада». Глава первая

Глава первая
Lustra
Опубликовано Ноябрь 06, 2016, 6:15 пп
FavoriteLoadingДобавить в избранное 33 сек

Практически все листья уже опали, снег заметает серые минские улицы, а международный кинофестиваль «Листапад» на радость белорусским киноманам, синефилам и фильмоедам в двадцать третий раз привозит в Минск кинокартины, засветившиеся за последний год на различных престижных мировых кинофестивалях!

Четвёртого ноября в самом большом столичном кинотеатре «Москва» собрались селебрити белорусского «несуществующего» кино, дабы сфотографироваться на красном коврике и вяло похлопать на церемонии открытия, больше похожей на детский утренник. Решительно непонятно, откуда столько имён в списке у явно скучающего, уставшего ведущего Колдуна-старшего, откуда появляются все эти люди в красивых дорогих костюмах и платьях и какое, собственно, кино они здесь представляют.

С внешним видом гостей можно ознакомиться по данной ссылке: https://people.onliner.by/2016/11/04/listapad-3. Здесь гораздо интереснее представлены активные, небезосновательно едко-скептические комментарии белорусских троллей. В основном, люди недовольны огромным количеством пафосных, никому неизвестных кинознаменитостей, а также бессмысленным наличием «классиков», которые уже давно, к сожалению, ничего не понимают и не решают в кино. Обобщающие интернет-мнения народа: «Собрались поиграть в Голливуд», «Сами сняли, сами посмотрели, сами наградили», «Кина нет, но есть кинофестиваль»… Такое чёрное народное настроение не может не огорчать: этот бурный скепсис вводит в депрессию. Но мне кажется, что людям стоит сделать над собой усилие и дать этому замечательному фестивалю шанс, ведь все высказанные «чёрные» мнения на его счёт и счёт белорусского кино в целом правдивы лишь отчасти. Да, фестиваль можно упрекнуть во вторичности: мол, собирает уже победившие ранее, беспроигрышные картины-события. НО! Когда ещё представится возможность посмотреть великие или просто хорошие кинопроизведения на большом экране?

Дневник "Листопада". Глава первая

В этом году собран хороший урожай из таких признанных маститых режиссёров, как Джим Джармуш («Патерсон»), братья Дарденн («Неизвестная»), Ксавье Долан («Это всего лишь конец света»). Для поклонников более артхаусного кино подвезут представителей новой румынской волны Кристи Пую («Сьераневада») и Кристиана Мунджиу («Аттестат зрелости»). Покажут и лучший (по мнению жюри) фильм прошедших Канн самого любимого режиссёра Британии, и практически неизвестного у нас Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк». В списке фильмов также незамеченный Каннским жюри и обласканный всеми критиками фильм немки Марен Аде «Тонни Эрдман» (самая ожидаемая мною картина), лучший фильм по мнению Венецианского кинофестиваля 2016 «Женщина, которая ушла» филиппинского постановщика Лав Диаса, который обычно снимает картины не меньше десяти часов (!), а данный фильм для него вроде короткометражки – всего 226 минут… Всё это очень важные фильмы, способные вызвать самые сильные и смелые зрительские чувства: восторг, ненависть и катарсис.

И уже за первый день показа я выделил для себя восхитительный, поражающий до глубинных струн души документальный шедевр, о котором обязательно напишу чуть позже. Из звёздных представителей на «Листападе» присутствуют Оксана Бычкова, автор безмерно обаятельных картин «Питер FM» и «Ещё один год», грузинский режиссёр Заза Урушадзе, чей фильм «Мандарины» прославился участием в Оскаровской гонке прошлого года и входит в список «250 лучших фильмов всех времён и народов», обгоняя такие важные шедевры как «Амели», «Вечное сияние чистого разума», «Иваново детство»! Для соскучившихся по белорусскому кино и просто разочарованных в его отсутствии предлагаю игнорировать наличие на открытии классического бездейственного кинобомонда и обратиться к никому неизвестным начинающим авторам, подающим большие надежды на будущее национального кино.

Фотограф: Екатерина Артименя

Фотограф: Екатерина Артименя

Во-первых, нужно уделить особое внимание новой, совсем юной программе «Листапада» — трёхгодовалому национальному конкурсу. В нём участвуют самобытные и интересные авторы. Драматург, режиссёр театра Виктор Красовский представляет весьма тонкую социальную драму «Души мёртвые» — получасовой фильм, искусно снятый одним планом на фактурном заводе. По сюжету там работают лишь «неполноценные» люди с недостатками в умственном и физическом развитии, которые считают завод практически своим домом, а сотрудников — семьёй, и все они могут трагически оказаться на улице в связи с экономическим кризисом.

Студентка пятого курса Белорусской академии искусств Нелла Василевская покажет свою короткометражную (чуть больше тридцати минут) психологическую драму «Мой брат» о детской ревности, чистой и преданной любви к матери, восприятии детства через призму снов и полумистических событий. Премьера фильма «Мой брат» состоялась полгода назад в рамках студенческого альманаха «Открытыми глазами», имеющего скромный, но все же прокат в столице в большинстве областных центров Беларуси. Все, кто случайно пришёл в зал на альманах, ушли приятно удивлёнными.

Выпускник Белорусской академии искусств Игорь Чищеня представит пятнадцатиминутный фильм «Счётчик счастья», действие которого развивается в эпоху Советского Союза, а точнее во время чернобыльской катастрофы. Отец семейства возвращается домой после спасательных работ на АЭС, и сын находит в его сумке загадочный аппарат, который, как думает сам мальчик, способен измерять степень счастья окружающих.

Фотограф: Анастасия Савкова

Фотограф: Анастасия Савкова

«Двадцатьшестнадцать» режиссёрского тандема Андрея Кривецкого и Дмитрия Рачковского интригует уже только синопсисом: «Человек остался один на Земле после гибели цивилизации. Он живет в доме, который построил себе сам, ведёт размеренный, педантичный образ жизни: каждый день встает по часам, умывается, завтракает, пишет письма, отвозит их на велосипеде в почтовый ящик…». Автором сценария является один из самых востребованных драматургов Беларуси Дмитрий Богославский.

Также свои фильмы покажет белорусский «король мамблкора» Никита Лаврецкий, лауреат премии национального конкурса прошлого года за язвительный псевдотриллер «Белорусский психопат». Новый полнометражный фильм автора о видеоблогере и его девушке «Любовь и партнёрство» обещает быть забавным, вызывающим обязательные для режиссёрского стиля нервные смешки, особенно актуальным для молодёжной аудитории, и, как и все фильмы Лаврецкого, должен разделить аудиторию на два чётких лагеря – фанатов и ненавистников.

Фотограф: Екатерина Артименя

Фотограф: Екатерина Артименя

Очень интересная и сверхактуальная для белорусов идея документального фильма у Дарьи Король, выпускницы института журналистики. Её фильм «Тест-730» рассказывает о трёх молодых выпускниках лучших белорусских университетов, которых распределили в самые глухие уголки Беларуси вдали от близких и комфортной жизни. И это ещё не все представленные в национальном конкурсе белорусские молодые режиссёры.

Во-вторых, в международном документальном конкурсе киношкол также нашлось место нашим соотечественникам. Белорусскую академию искусств будут представлять выпускница Александра Маркова с фильмом о смерти «Последняя дата», черпающий вдохновение из «Чёрного обелиска» Ремарка: три персонажа (скульптор надгробий, установщик могильных памятников и провинциальный тюремный священник) высказываются на близкую им тему смерти; студент четвёртого курса Егор Бяков представляет фильм-портрет «Успеть услышать тишину» об отшельнике, нашедшем себя в уединении с природой и животными в деревенской глуши; а уже заявленная выше Нелла Василевская покажет весьма жёсткий, душещипательный и очень личный фильм «Тата» — зрелое серьёзное высказывание о любви и мужестве.

Сейчас в стране появляется всё больше молодых авторов кино, которые идут маленькими, но самоуверенными шажками к зрителю. С каждым своим новым фильмом авторы становятся всё смелее и энергичнее, их режиссёрские стили крепчают и обретают особые индивидуальные черты, режиссёры пытаются искренне высказываться на волнующие их темы. Знаю не понаслышке, на сколько важна молодым авторам зрительская поддержка и живая реакция на их фильмы, а плохая или хорошая – не так уж и важно. Призываю не оставаться в стороне, узнавать о проектах молодых режиссёров, смотреть и обсуждать их работы: ведь именно сейчас на наших глазах зарождается новое белорусское кино и рьяно стремится навстречу вдохновению!

Фотограф: Валерия Авсеева

Фотограф: Валерия Авсеева

Фотограф: Валерия Авсеева

Фотограф: Валерия Авсеева

Фотограф: Екатерина Артименя

Фотограф: Екатерина Артименя

Фотограф: Анастасия Савкова

Фотограф: Анастасия Савкова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2
Родился 27 июня 1995 года в городе Бресте (Беларусь). С шести лет активно увлекается кино. С 12 начал экспериментировать в съемке видеороликов. В 16 лет получил свою первую кинонаграду на российском фестивале «ТвориГора» за пародийный короткометражный фильм «Индийское фильмо». В 17 лет поступил в Белорусскую Государственную Академию Искусств, на данный момент является студентом 5-го курса режиссуры кино. За время обучения снял около десяти короткометражных фильмов

Оставить комментарий

Войти с помощью: