ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья.

Lustra
Опубликовано Ноябрь 15, 2016, 4:18 пп
FavoriteLoadingДобавить в избранное 7 сек

Листапад» подошёл к концу, победители уже определены, а я освободился от весьма плотных просмотров и могу продолжить публикацию дневников о кинофестивале.

Продолжим с того места, где остановились. 5 ноября. Начался мой просмотровый день с показа короткометражных документальных работ студентов Белорусской академии искусств, о которых я уже писал ранее. Стоит забежать вперёд и поздравить студента академии Егора Бякова («Успеть услышать тишину») с почётным дипломом за «способность автора создавать и поддерживать особую атмосферу фильма».

ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья.

Тем же вечером в самом «ретроспективном» кинотеатре Минска «Победа» прошёл бенефис призёра предыдущего «Листапада» Никиты Лаврецкого: полнометражный игровой фильм под названием «Любовь и партнёрство»; его же документальная автобиографическая картина об отношениях «Несколько сцен с моей девушкой Олечкой Ковалёвой»; а также получасовой игровой фильм его друга Алексея Свирского «Май». Зал был заполнен на процентов 80! Сейчас у «белорусского психопата» Никиты много минских и даже белорусских поклонников, и не безосновательно. Его неподдельная обаятельная искренность подкупает, темы его фильмов актуальны и понятны молодёжи, а неуклюжий дилетантский стиль разделяет зрителей на два чётких противостоящих лагеря фанатов и ненавистников. «Листапад» сделал весьма рискованный, дерзкий и, по-моему, правильный шаг, когда в прошлом году предпочёл бездарным поделкам «Беларусьфильма» малоизвестного сверхнепрофессионального, но попавшего в нерв времени самобытного автора, который абсолютно искренен по отношению к зрителю и, в первую очередь, к самому себе.

ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья.

«Любовь и партнёрство», принёсший Никите в этом году заслуженный диплом «За чувство времени», на мой взгляд, всё же несколько уступает прошлогоднему «Белорусскому психопату». Автор если не сделал шаг назад, то как минимум топчется на месте, искусственно растягивает хронометраж фильма, целенаправленно противится развитию сюжета и персонажей. Как признаётся сам Никита, ему интереснее всего показывать самую бытовую повседневную жизнь, в которой ничего остросюжетного не происходит, у которой нет определённого жанра. Стоит отметить, что фильм наполнен примитивным, но обаятельным юмором, исходящим от соответствующих молодых персонажей фильма – парень-блоггер и его девушка, которые приехали к Нему на родину в Витебск. Зал то и дело заполнялся зрительскими смешками, а иногда и неприкрытым хохотом, видимо, от достаточной степени узнавания себя и ситуаций. Сюжет ограничивается тем, что я уже написал выше, в фильме ничего не происходит, кроме пересказа двух дней совершенно обычной жизни не очень амбициозных молодых людей. Но на таком материале довольно сложно прийти к массовому зрителю, и первая реакция обычного обывателя на фильмы Лаврецкого – раздражение. Свои фильмы Никита делает в весьма органичном для себя поджанре мамблкор (от английского слова «mumble» — «бормотание»), основные особенности которого – низкобюджетность, непрофесиональные актёры, сверхнатуральные диалоги, а многие события таких фильмов рождаются во время съёмок в качестве случайности. Среди картин этого поджанра мне лично импонируют «Бездельник» Ричарда Линклейтера, «Собутыльники» и «В поисках огня» Джо Сванберга, «Патти Хилл» Мэттью Портефильда, «Хахаха» и «В другой стране» Хона Сан-Су. Все эти фильмы наивные, странные, честные, дурацкие, милые, маргинальные — такие, какие в жизни их авторы. И совершенно невозможно оставаться безразличным к такой честности! В таком же ключе сделан дебютный короткометражный фильм «Май» Алексея Свирского, с которым Никита Лаврецкий снял мини-сериал «Киномантра».

«Май» сделан не так остро, как обычно у того же Лаврецкого. Это фильм-настроение, который аккуратно и меланхолично демонстрирует внутренние переживания двух персонажей, разделённых большим расстоянием. Здесь тоже важнее эмоциональный настрой, нежели сюжет, состояния неопределённости и отчуждения пронизывают всю структуру фильма. Не буду здесь многословен, просто постарайтесь сами ознакомиться с вышепредставленными фильмами, только делайте это осторожно…

Также не могу не высказать своё негодование по отношению к симпатичному ранее кинотеатру «Победа». Совершенно невыносимая проекция, плохой звук, постоянные глюки воспроизведения и совершенно неудобные кресла подпортили впечатления от многих просмотров в этом зале. Очень надеюсь на скорую реставрацию оборудования, да и всего кинотеатра.

После показа белорусского национального конкурса мне удалось попасть на новый фильм небезызвестных гиперреалистов братьев Дарденн. Зал кинотеатра «Центральный» был забит до предела, даже гостю фестиваля Оксане Бычковой (режиссёр фильмов «Питер FM» и «Ещё один год») пришлось смотреть весь фильм, сидя в проходе на ступеньках – сколько ей ни предлагали своё место галантные джентльмены (да, да!), она всё равно отказывалась, ссылаясь на особую романтику подобного просмотра…

ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья.

В монотонных тягучих фильмах братьев Дарденн также важен отнюдь не сюжет (обычно умещающийся в рамки небольшой короткометражки), но душевное и психическое состояние персонажей. Я люблю их «Дитя», «Сына», «Два дня, одна ночь», но их новая картина «Неизвестная» отдаёт какой-то вторичностью по отношению к ним самим. Сюжет строится вокруг молодой амбициозной девушки-врача, которая однажды вечером, после закрытия клиники, не открывает ломящейся напуганной девушке-проститутке. Наутро бедняжку находят мёртвой, а главная героиня начинает испытывать острое чувство вины за её смерть. Совесть побуждает девушку узнать имя убитой во что бы то ни стало. Героиня отказывается от работы в престижной дорогой клинике, отстраняется от себя самой и своей личной жизни, успешно занимается альтернативным расследованием и весь фильм рефлексирует-депрессирует. Конечно, мастерство Дарденнов на две головы выше того же Никиты Лаврецкого, но смотреть «Неизвестную» было не так интересно, как «Любовь и партнёрство», ведь Дарденны уже который раз делают одно и то же, совершенно не эволюционируя, тогда как молодой автор Никита ещё совершенствуется, ищет свой стиль и не думает консервироваться. «Неизвестная» часто провисает, наскучивает, иногда вызывает недоумение, и часто на протяжении просмотра кажется, будто это лишь подражание фильмам братьев Дарденн. Главным достоинством и одновременно недостатком является подробная демонстрация всех стадий экзистенциального кризиса главной героини (в исполнении привлекательной Адель Энель). Братьям всё же удаётся грамотно показать муки совести девушки, но сами причины и масштаб этих мук высосаны из пальца, её переживания выглядят абсурдно и преувеличенно. В итоге оказывается, что в смерти проститутки виноваты все вокруг, и одновременно не виноват никто! Сама же проститутка выставляется тут чуть ли не святой жертвой, что не может не вызывать презрительных смешков. А финал насильно передержан на несколько совершенно ненужных, почти морализаторских, кадров. В целом, для поклонников творчества Жан-Пьера и Люка Дарденн фильм не выделится на фоне их предыдущих работ, он также мастерски раскрывает социальные проблемы французского (и мирового) общества, также изысканно и практически документально отображает внутренние душевные метания главного героя, собирает в себе любимых актёров братьев Дарденн, но создаёт впечатление совершенно проходного фильма…

ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья. ДНЕВНИКИ ЛИСТАПАДА Глава третья.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1
Родился 27 июня 1995 года в городе Бресте (Беларусь). С шести лет активно увлекается кино. С 12 начал экспериментировать в съемке видеороликов. В 16 лет получил свою первую кинонаграду на российском фестивале «ТвориГора» за пародийный короткометражный фильм «Индийское фильмо». В 17 лет поступил в Белорусскую Государственную Академию Искусств, на данный момент является студентом 5-го курса режиссуры кино. За время обучения снял около десяти короткометражных фильмов

Оставить комментарий

Войти с помощью: